Как продать свой бизнес?

6 июня, 2013 Как продать свой бизнес?

Итак, вы решили продать бизнес, так как же определить понравится ли он потенциальному покупателю?

В этой статье мы не рассматриваем вариант, когда у вас совершенно нет времени, и вы вынуждены пытаться продать бизнес по цене ниже рыночной или вообще просто ликвидировать компанию.

Предположим, что время у вас есть, тогда следует предпринять несколько обязательных шагов для того, чтобы сделать ваш бизнес более привлекательным.

Продаваем ли в принципе ваш бизнес?

Желательно, чтобы ваш бизнес обладал хотя бы несколькими из следующих характеристик:

  • Нынешний собственник не должен быть незаменимым. Предположим, что сегодня вас сбил бы грузовик на полной скорости и вы бы покинули сей славный мир. Что бы тогда случилось с вашим бизнесом?  Работа в некоторых компаниях организована таким образом, что в отсутствии собственника ничего не функционирует нормально. Все бизнес-процессы завязаны на владельце. Как вы думаете, это понравится потенциальным покупателям? Более того, в идеале в компании не должно быть незаменимых ключевых сотрудников.
  • Бизнес должен быть прибыльным и сейчас и в перспективе. Рынок постоянно меняется и даже успешная сегодня компания завтра может стать банкротом. Если у вас плохая динамика оборотов или прибылей или тем более отсутствует прибыль, то не стоит ожидать, что кому-то понадобится такая компания.
  • Сильный бренд компании. Если у компании плохая репутация, это не позволит продать бизнес по выгодной цене. Большая клиентская база и доброе имя на рынке напротив могут увеличить стоимость вашего бизнеса в несколько раз.
  • Будущие доходы должны быть нерискованными. Покупатели не любят неопределенность. Предположим, что более чем 50% дохода компании приносит один и тот же клиент. Вряд ли это воодушевит покупателя. А вот большой пул клиентов с подписанными долгосрочными договорами будет смотреться просто прекрасно.
  • Отсутствие скелетов в шкафу. Ничего так не подрывает доверие покупателя и не срывает сделку, как не во время обнаруженные темные детали сделки. Не надо скрывать от покупателя проблемные места вашего бизнеса. Лучше заранее ликвидировать все возможные нюансы или хотя бы предупредить о них покупателя.

Оценка стоимости бизнеса

В любой компании существует ряд преимуществ, которые повышают ее рыночную стоимость, и ряд недостатков, которые стоимость снижают.

Чтобы разобраться, что к чему, вам стоит снять розовые очки и взглянуть на свой бизнес критически, с точки зрения покупателя.

Как минимум стоит рассмотреть несколько следующих моментов, чтобы разобраться сколько может стоить ваш бизнес:

Прибыльность. Первый вопрос, который интересует ваших покупателей. Прибылен ли бизнес, какая прибыль была в прошлом, как прибыль менялась, и какие предпосылки к росту прибыли в будущем.

Стоимость активов. Чем сильнее ваш бизнес обеспечен активами, тем более привлекательным он будет. Недвижимость в собственности, оборудование, товарные запасы и так далее поднимают стоимость вашего бизнеса.

Рыночное положение. Сильные компании диверсифицированы на рынке. Они предлагают множество товаров или услуг и занимают прочное надежное положение на рынке. Толковый потенциальный покупатель будет внимательно изучать ваши товары и бизнес-процессы, чтобы определить, насколько устойчиво рыночное положение.

Сотрудники. Персонал – это скелет успешного малого бизнеса. Ваши люди опытны и лояльны и будут продолжать расти вместе с компанией и после продажи? Ключевые сотрудники довольны, мотивированы и не будут бежать с корабля после вашего ухода?

Клиенты. Потенциальные покупатели будут изучать вашу клиентскую базу, прикидывать, что от нее останется после продажи бизнеса. Чем выше ваша способность показать глубину базы и лояльность клиентов, тем выше стоимость вашего бизнеса.

Увеличение стоимости бизнеса

После того, как вы определили текущее состояние вашего бизнеса и его приблизительную стоимость, стоит задуматься о том, когда вы хотите его продать. Если вы хотите выйти из бизнеса как можно скорее, то нужно отдавать себе отчет, что ваше предложение будет вызывать меньше интереса, и скорее всего вы продадите компанию дешевле.

С другой стороны вы можете разработать стратегию «предпродажной подготовки». Улучшить сильные стороны компании и попытаться ликвидировать или хотя бы минимизировать влияние слабых сторон. Увеличьте оборот, создайте положительную динамику роста прибыли, прежде, чем выставлять свою компанию на рынок. Если ключевой сотрудник собирается покинуть компанию, замотивируйте его и удержите, предложите более выгодные условия сотрудничества.

Надеюсь, что примерное понимание того, из чего состоит стоимость вашего бизнеса, у вас появилось. Чтобы поднять это понимание на новый уровень рекомендуем обратиться к бизнес брокерам.  Брокеры знают состояние рынка, а некоторые даже могут предложить свои услуги по предпродажной подготовке и увеличить цену продажи вашей компании.

Самое интересное: