Успешный упаковочный бизнес на примере Tetra Pak

24 февраля, 2013 Успешный упаковочный бизнес на примере Tetra Pak

Формула идеальной упаковки была предложена шведом Рубеном Раусингом. Он посчитал, что для идеальной тары нужен картон, бумага и алюминий. Это действительно сработало, его сыновья смогли вывести Tetra Pak на мировой уровень, а перед внуками стоит задача развить успехи предыдущих поколений.

На планете не так много компаний, чьей продукцией пользуется почти каждый житель Земли. Продукция Tetra Pak стала настолько привычной, что люди даже не задумываются о ее происхождении. Наливая сок из аккуратного «столбика», человек использует Tetra Pak, покупает молоко в «кирпичиках» - это также упаковка Tetra Pak. Ежегодно выпускается более 160 миллиардов упаковок шведской компании. Этого количества достаточно для охвата 190 стран во всех уголках Земли. Рубен Раусинг потратил десятки лет, чтобы его изобретение признали, а первые картонные коробки эволюционировали в современную упаковку, которой сегодня пользуются все. Сыновья изобретательного шведа не просто продолжили дело отца, а вывели его на совершенно иной уровень. Теперь внуки Раусинга владеют огромной компанией, которой предстоит выдержать ожесточенную конкуренцию.

Упаковка должна экономить больше, чем стоит сама

Это знаменитое высказывание принадлежит основателю Tetra Pak Рубену Раусингу. Он рос в семье Андерссонов, но решил выделиться среди многочисленных однофамильцев и взял себе армейское прозвище, произошедшее от названия городка Раус, недалеко от которого Рубен родился. Хотя семья не была очень богатой, молодой Рубен Раусинг получил хорошее образование. Сначала он окончил Стокгольмскую школу экономики, а потом и магистратуру Колумбийского университета в Нью-Йорке. На него индустриальная Америка произвела очень мощное впечатление, особенно будущего миллиардера впечатлили всюду открывающиеся супермаркеты. Он предположил, что скоро их популярность докатится до Европы, а значит, возникнет потребность в фасованных товарах. Так он приехал на родину с идеей разработаться упаковку для сыпучих продуктов. Найти деньги было нелегко. Бизнесмен Аксель Веннер-Грен идею с упаковкой не оценил и вкладывать деньги в стартап Раусинга не стал, о чем позже, вероятно, очень жалел. Рубен договорился открыть бизнес со своим другом Эриком Окерлундом. Фирма получила название Akerlund & Rausing. Давние друзья, а теперь и компаньоны стали заниматься тарой для сыпучих продуктов, параллельно разрабатывая упаковку для молока. Дела шли не слишком удачно, поэтому Эрик Окерлунд продал свою долю  Рубену. Произошло это в 1933 году. С этого момента и до наших дней упаковочный бизнес Раусингов стал чисто семейным. Идея с картонной упаковкой для молока вызывала только критику и насмешки, но шведский бизнесмен не сдавался, следуя своим жизненным принципам. Он считал, что необходимо смело бросать вызов традициям и привычкам, нужно верить в себя, даже в условиях недоверия окружающих.пакеты для молока тетра пак

Успех пришел довольно скоро. Инженер Эрик Валленберг разработал упаковку в форме пирамиды из пластика, картона и алюминия. Патент был получен в 1944 году, но первая машина для розлива сливок в такие пакеты появилась через 8 лет. Как только это произошло, фирма претерпела настоящий взлёт. Было создано дочернее предприятие Tetra Pak AB, а заводы по производству упаковки открылись в восьми странах. В год выпускалось до 1 миллиарда пакетов. В 1963 году компания Раусинга представила асептический пакет в виде параллелепипеда. Он позволял сохранять продукцию свежей несколько дней без добавления консервантов. Это изобретение очень широко используется и сейчас.

Сыновья Рубена Раусинга приступили к управлению компанией в 1950-х. Они направили свои усилия на диверсификацию бизнеса, но вскоре от этой идеи решили отказаться. В 1965 году все непрофильные активы продали, оставив лишь Tetra Pak. Полученные от продажи деньги были вложены в развитие Tetra Pak. Младший сын Ханс Раусинг занял пост гендиректора, а его брат Гэд стал заместителем гендиректора. Сам Рубен в 70-летнем возрасте получил пост председателя совета директоров.

Браться быстро покорили рынки США и СССР, далее были Иран, Китай, Япония, Кения, Австралия, Бразилия. В 1983 году ушел из жизни основатель Tetra Pak. Рубену Раусингу было 88 лет. Он успел застать время, когда его детище выпускало по 35 миллиардов единиц тары. Также Рубен Раусинг увидел, как в 1981 бизнес был переведен из шведского Лунда в швейцарскую Лозанну. Это было сделано с целью уменьшить налоговое бремя. Немного позже Tetra Pak купил производителя молока Alfa Laval, потратив 2,5 миллиарда долларов. Эта сделка очень быстро себя оправдала.

разлив продуктов в тетра паки

В последнее десятилетие века Tetra Pak вошла громоздкой и неповоротливой корпорацией. Братья Раусинги были вынуждены провести реорганизацию и учредить три штаб-квартиры для управления 77 дочерними предприятиями, 68 упаковочными заводами и 20 тысячным штатом работников в разных регионах. Для большей эффективности браться предложили коллегиальное, а не централизованное руководство. В 1996 году Ханс покинул компанию, продав свою долю брату за 7 миллиардов долларов. Гэд Раусинг умер в 2000 году, успев передать бразды правления детям и вдове. Трое детей Гэда Раусинга сейчас управляют огромной корпорацией с оборотом более 12 миллиардов евро в год и долей на рынке картонной упаковки 80%. В некоторых странах Tetra Pak занимает более 90% рынка. Например, в Малайзии этот показатель составляет 95%.

К сильным сторонам Tetra Pak относят продуманную продуктовую линейку, широкое портфолио проектов, успешную экспансию на рынке 190 стран, грамотный риск-менеджмент и экономию на масштабах. Также во всем мире растет спрос на молоко и безалкогольные напитки, что вселяет еще большую уверенность в будущее компании. 

Самое интересное: